PDA

Просмотр полной версии : Новый законопроект об Интернете - люди, будьте бдительны!


RIPN
01.02.2008, 13:03
Олег Казаков 2008.02.01

На заседании Комиссии Совета Федерации по информационной политике под председательством Людмилы Нарусовой, которое состоялось 29 января 2008 года, был рассмотрен проект модельного закона «Об Интернете», подготовленный Региональной общественной организацией «Центр Интернет-технологий» и Некоммерческим партнерством «Российская ассоциация электронных коммуникаций» по согласованию с Комиссией Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Этот законопроект вызвал большой интерес у отечественных СМИ.

Исторически модельные (или примерные) законы возникли в США, где Национальная конференция уполномоченных легислатур штатов более столетия готовит такие акты, служащие рекомендуемым образцом для законодательных органов штатов.

В России появление модельных законов связано с формированием в 1992 г. Межпарламентской Ассамблеи СНГ, когда потребовалось сохранить общие правовые связи государств - участников СНГ. В настоящее время МПА СНГ принято уже 220 модельных законов и кодексов. Также модельные законы стали готовиться в рамках Российской Федерации, ввиду резко возросшего объема законотворчества Федерации и ее субъектов.

Такие законы могут быть рассчитаны на применение во всех или некоторых субъектах Федерации. Модельный закон «Об Интернете» включен постановлением Совета МПА СНГ от 30.05.2007 №13 дополнительно. В данном модельном законопроекте предпринята попытка упорядочить взаимоотношения государства и представителей Интернет сообщества, определить участников процесса регулирования Интернета и их функции, установить правила определения места и времени совершения юридически значимые действий при использовании Интернета.

От имени группы разработчиков законопроект представили интернет-эксперты Владимир Горжалцан и Юрий Храмов, а в дискуссии приняли активное участие члены Совета Федерации Людмила Нарусова, Олег Ткач, Александр Дзасохов, Юрий Солонин, а также секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, интернет-эксперт, разработчик ресурса Рамблер Антон Носик.

По результатам обсуждения Комиссией Совета Федерации по информационной политике было принято решение обнародовать данный законопроект с целью инициировать его обсуждение широкой общественностью. Следуя этому решению, ниже представлен тот самый вариант проекта закона, который был на руках у членов Комиссии 29 января сего года.

--------------------------------------------------------------------------------

Проект модельного закона «Об Интернете», 2007 г.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон устанавливает принципы и определяет основные направления регулирования правовых отношений, возникающих при использовании Интернета, в целях гармонизации регулирования указанных отношений в государствах - участниках СНГ и обеспечения совершенствования национальных законов в тех сферах, где использование Интернета может явиться основанием возникновения тех или иных правовых отношений.

2. Настоящий Закон действует в отношении правовых отношений, связанных с использованием Интернета, в том числе: устанавливает порядок государственной поддержки Интернета, определяет участников процесса регулирования Интернета и их функции при осуществлении регулирования, устанавливает правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Интернета.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на правовые отношения в сферах обеспечения свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности, если иное прямо не установлено в настоящем Законе.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Интернет - глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанном на использовании Интернет-протокола (Internet protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP).

Управление Интернетом - разработка и применение правительствами, предприятиями частного сектора и организациями гражданского общества согласованных принципов, правовых норм, организационных правил и технических процедур принятия решений, регулирующих развитие Интернета и его использование.

Доменное имя (в Интернете) - символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имён DNS.

Сайт (в Интернете) - совокупность информации и программного обеспечения, содержащихся в информационной системе, которая обеспечивает доступность такой информации в Интернете по определённым сетевым адресам.

Оператор услуг Интернета - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению пользователей доступом в Интернет и (или) иными услугами, оказываемыми с использованием Интернет-технологий.

Уполномоченный орган (в области Интернета) - орган государственной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и использования Интернета.

Статья 3. Субъекты правоотношений

1. Субъектами правовых отношений, регулируемых настоящим Законом, являются: (1) государство в лице его органов власти, осуществляющее регулирование Интернета; (2) пользователи Интернета - юридические и физические лица, которым предоставляются услуги Интернета; (3) операторы услуг Интернета; (4) саморегулируемые организации, участвующие в процессе регулирования Интернета.

Статья 4. Соотношение настоящего Закона и иных правовых актов

1. Нормы настоящего Закона могут полностью или частично включаться в действующие национальные законы или служить основой для разработки таких законов в государствах - участниках СНГ.

2. Если межгосударственным договором, заключенным государством - участником СНГ, предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются положения межгосударственного договора.

Глава II. Принципы регулирования

Статья 5. Основные принципы регулирования правоотношений, связанных с Интернетом Регулирование правовых отношений, возникающих при использовании Интернета, осуществляется с соблюдением следующих основных принципов: (1) Обеспечения прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета и доступ к размещенной в нем информации; (2) Учет особенностей построения и развития Интернета, включая установленные на международном уровне применимые организационные правила и технические процедуры и фактически действующие на момент принятия соответствующего нормативного акта; (3) Ограничение сферы правового регулирования Интернета только теми предметными областями, в отношении которых отсутствуют либо не могут быть применены в силу требований действующего законодательства нормы и правила, установленные на международном уровне, либо принятые саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг Интернета; (4) Нераспространение методов правового регулирования на отношения, связанные с развитием Интернета и не затрагивающие установленные законодательством права и интересы личности, общества и государства; (5) Обязательность внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты национального законодательства (включая отмену их отдельных положений), требуемые для приведение их в соответствие с принципами, указанными в настоящей статье.

Статья 6. Нормативные акты по регулированию Интернета

1. Нормативные правовые акты, направленные на регулирование правоотношений, связанных с использованием Интернета, подлежат обязательному предварительному обсуждению саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг Интернета, и должны учитывать мнение указанных организаций, высказанные по результатам такого обсуждения.

2. Нормативные правовые акты, затрагивающие нормы и правила, регулирующие технологические и организационные аспекты развития Интернета на международном уровне, подлежат обязательному согласованию с международными организациями, принявшими указанные нормы и правила.

3. Нормативные правовые акты органов государственной власти, нормативные акты органов местного самоуправления, противоречащие установленным настоящим Законом принципам либо принятые с нарушением порядка, установленного настоящим Законом, не имеют юридической силы.

4. Нормативные правовые акты, принятые в соответствии с требованиями настоящей статьи, являются обязательными для всех лиц, являющихся на территории государства пользователями или операторами услуг Интернета.

Статья 7. Государственная поддержка развития Интернета

1. Государство поощряет и поддерживает развитие Интернета.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны принимать меры, обеспечивающие: (1) Беспрепятственный доступ к Интернету пользователям; (2) Использование информации, содержащейся в Интернете, в целях образования, науки и культуры; (3) Недопущение необоснованных ограничений деятельности операторов услуг Интернета и осуществляемого посредством Интернета обмена информации; (4) Содействие развитию рынка услуг, оказываемых с использованием Интернет-технологий, недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции.

3. Государство в лице органов государственной власти и саморегулируемые организации пользователей и операторов услуг Интернета участвуют в разработке и принятии международных норм, регулирующих технологические и организационные аспекты развития Интернета.

4. Бюджетные ассигнования, связанные с государственной поддержкой развития Интернета предусматриваются законом о бюджете на соответствующий период и направляются органам исполнительной власти и иным организациям, участвующим в развитии Интернета.

Глава III. Основные направления регулирования

Статья 8. Участники процесса регулирования

1. Равноправными участниками регулирования Интернета являются государство, операторы услуг Интернета, саморегулируемые организации.

2. Государство в процессе регулирования Интернета осуществляет: (1) разработку, координацию и реализацию государственной политики на национальном, региональном и международном уровнях; (2) создание благоприятных условий для развития, распространения и широкого применения Интернета и Интернет-технологий; (3) разработку и принятие законов, иных нормативных правовых актов; (4) надзор за соблюдением законодательства; (5) содействие распространению передового опыта; (6) борьбу с преступлениями, совершаемыми с использованием Интернета; (7) поощрение языкового и культурного разнообразия; (8) содействие урегулированию споров.

3. Операторы услуг Интернета в процессе регулирования Интернета осуществляют: (1) разработку стратегических предложений, руководящих принципов и инструментария для заинтересованных сторон; (2) участие в разработке национального законодательства и национальной и международной политики в сфере использования Интернета; (З) разработку стандартов, применяемых при развитии Интернета.

4. Саморегулируемые организации в процессе регулирования Интернета осуществляют: (1) общественный контроль за мерами, предлагаемыми и применяемыми государством; (2) общественную экспертизу разрабатываемых и (или) принимаемых законов и иных нормативных правовых актов; (3) разработку стандартов, применяемых при развитии Интернета; (4) организацию функционирования системы национальных доменных имен; (5) контроль качества услуг, оказываемых операторами услуг Интернета; (6) содействие решению задачи обеспечения равноправного доступа граждан к Интернету.

Статья 9. Международное сотрудничество в регулировании Интернета

1. Международное сотрудничество в области регулирования Интернета осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров, устоявшихся международных стандартов и процедур.

2. Уполномоченный орган, в пределах своих полномочий, представляет и защищает интересы государства в области Интернета, взаимодействует с уполномоченными органами иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями, а также координирует вопросы международного сотрудничества в области Интернета, осуществляемого государством, его гражданами и организациями, обеспечивает исполнение обязательств государства, вытекающих из международных договоров в области Интернета.

3. Национальные регистраторы должны принимать такие правила регистрации доменных имён второго уровня в национальных доменных зонах, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имён, нарушающих законодательство или публичный порядок других стран.

4. Иностранные организации или иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области использования Интернета на территории государства, пользуются правовым режимом, установленным для граждан и национальных организаций, если иное не установлено национальным законодательством.

Статья 10. Стимулирующее регулирование (государственная поддержка) развития и эксплуатации инфраструктуры Интернета

1. Государство осуществляет стимулирование развития и использования инфраструктуры Интернета, в том числе путем применения налоговых льгот и преференций.

2. При принятии решений о государственной поддержке инфраструктурных проектов развития Интернета приоритет должен отдаваться передовым технологическим решениям, обеспечивающим более широкое использование Интернета гражданами по доступным для них ценам.

3. Государство обеспечивает равный доступ к инфраструктуре Интернета для всех пользователей на недискриминационной основе.

4. Государство осуществляет целевую деятельность по распространению использования Интернет-технологий во взаимодействии между государством, предприятиями частного сектора и гражданами, путем оказания государственных услуг с использованием указанных технологий, а также разработки и реализации архитектуры «электронного правительства».

Статья 11. Определение места и времени совершения юридически значимых действий

1. Юридически значимые действия, совершенные с использованием Интернета признаются совершенными на территории государства, если действие, порождающее юридические последствия, было совершено лицом во время нахождения на территории этого государства.

2. Временем совершения юридически значимых действий признается время совершения первого действия, порождающего юридические последствия.

3. Нормы настоящей статьи действуют, если международными договорами не установлено другое.

Статья 12. Коллизионные вопросы

1. В случае, если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия международных договоров и национального законодательства, действуют нормы международного договора.

2. В случае, если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия иностранного и национального законодательства, действует норма национального законодательства.

Статья 13. Противодействие использованию Интернета в преступных целях

1. Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в преступных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета, хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее б месяцев и предоставлять данные сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов.

2. Правоохранительные органы, в компетенцию которых входит противодействие использованию инфраструктуры Интернета в преступных целях, сотрудничают в соответствии с международными договорами с компетентными органами иностранных государств в целях предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием Интернет.

3. Судебные и правоохранительные органы направляют в соответствующие органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации, а также исполняют запросы, сделанные указанными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами.

4. Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в порядке, предусмотренном соответствующими международными договорами.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 14. Порядок взаимодействия между государствами - участниками СНГ по вопросам применения настоящего закона

1. Взаимодействие и разрешение споров государств - участников СНГ по вопросам регулирования Интернета осуществляется через Координационный совет государств-участников СНГ по информатизации, созданный решением Совета глав правительств государств-участников СНГ.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

--------------------------------------------------------------------------------

От редакции: Мы ждем серьезного и заинтересованного обсуждения. Сам проект в его нынешнем виде представляет собой нечто пугающее. Скажем, статья, позволяющая национальному регистратору запросто аннулировать доменное имя, только по причине того, что содержание сайта нарушает законы какой-либо третьей страны.

А почему гражданин России обязан на территории своей страны соблюдать законы каких-то других государств, и даже вообще обязан знать об их существовании?

И это не пустячное дело - например, прошлым летом сотрудники ФСБ пытались получить с главного редактора ФОРУМа.мск объяснение по жалобе КНБ Казахстана. В существующем правовом поле я просто отказался, а после принятия такого закона что будет?

Фактически предлагается ввести очень серьезную цензуру не в Рунете, а на всей территории СНГ. Естественно, украинская редакция ФОРУМа.мск будет категорически против принятия подобного закона на Украине (в России, судя по всему, воспрепятствовать уже не удастя), иначе нам придется бежать совсем уж далеко.

Вызывают вопросы и "саморегулируемые организации". Кто это? Например, разработчиками закона стали Российский общественный «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) и Некоммерческое партнерство «Российская ассоциация электронных коммуникаций». Это достаточно закрытые надстроечные структуры, созданные властями для того, чтобы передать им те функции, которые самим властям исполнять как-то неудобно. А, допустим, некоммерческое партнерство может позволить себе на закрытом собрании принять любое решение.

Но мы, например, никаких прав этим и другим подобным структурам не делегировали. И они не Дума и не правительство, для формирования которых существует открытая демократическая процедура. Но зато предлагаемым проектом закона они присваивают себе такие полномочия, которые никакому правительству и не снились. Например, правительство не может лишить вас собственности, иначе как по суду. А "саморегулируемая организация" - запросто. И потому уже вы будете бегать по судам, и доказывать, что ваш домен (который может стоить и миллион долларов) отобрали у вас незаконно.

Отдельно - вызывает напряжение участие в продвижении законопроекта сенатора Нарусовой, с чьи именем связан такой замечательный эпизод в истории Рунета, как "вырубание" из Всемирной сети ФОРУМа.мск за несколько дней до выборов в Государственную думу, по письму из МВД - без суда. без прокурора и т.п. формальностей. Есть основание опасаться, что с принятием этого закона подобные акции будут проводиться столь же бесцеремонно, но уже по закону.

В общем, как писал перед казнью Юлиус Фучик в "Репортаже с петлей на шее" - "Люди, я любил вас! Будьте бдительны!"

Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск

http://forum.msk.ru/material/lenty/433019.html (http://forum.msk.ru/material/lenty/433019.html)

iRiver
04.02.2008, 05:42
Жалко что нет ни одного отзыва юриста... :(

Poezd
04.02.2008, 09:34
Жалко что нет ни одного отзыва юриста... :(
Vakola например, тот шо Колосов.